воспитания и другие формы погружения участников в проблему.
4. Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование.
5. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.
6. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.
IV. Виды родительских собраний
1. Существуют следующие виды родительских собраний:
• Организационные
• Тематические
• Собрания-диспуты, круглые столы
• Итоговые
• Собрания-консультации
• Собрания-собеседование
• Родительская конференция
• Собрания – творческие отчеты
2. Родительские собрания, как правило, являются комбинированными
3. Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение (родительский всеобуч)
4. Родительский всеобуч планируется в соответствии с:
• требованиями социума
• направлением работы школы
• возрастными особенностями детей
V. Задачи родительского всеобуча
1. Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний
2. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи
3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе
VI. Проведение родительских собраний
1. Классные родительские собрания проводятся не реже 1 раза в четверть
2. Основные вопросы, рассматриваемые на классных собраниях:
• анализ учебно-воспитательного процесса в классе
• задачи, определяющие дальнейшую работу
• планирование, организация деятельности по выполнению задач
• подведение итогов
• актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч)
3. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важнейших положений:
• атмосферу сотрудничества школы и семьи;
• интонацию собрания: советуем и размышляем вместе;
• профессионализм педагога – знание, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья);
• добрые, доверительные отношения;
• временные рамки проведения родительского собрания (не более 1,5 ч)
• главные показатели эффективности родительских собраний:
а) активное участие родителей
б) атмосфера активного обсуждения вопросов
в) обмен опытом
г) ответы на вопросы, советы и рекомендации
4. Кл. руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
5. Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к родителям и детям установок, рекомендаций и советов.
6. Главным методом проведения собрания является диалог.
7. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.
8. Учителя-предметники могут присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
9. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
10. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
11. Классный руководитель информирует заместителя директора по ВР (или УВР) об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
VII. Принципы проведения родительских собраний
1. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации.
2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что разговор будет вестись корректно и тактично. Обсуждение семей учащихся и конкретных учащихся на собрании не допускается.
3. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о них. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
4. Результативным собранием можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.
VIII. Права родительских собраний
Родительское собрание имеет право:
1. Обратить внимание родителей на:
• неукоснительное выполнение решений собрания;
• выполнение п.4 ст.52 Закона РФ «Об образовании» (Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);
• Выполнение п.4 ст.17 Закона РФ «Об образовании» (Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей);
• Выполнение Устава школы.
2. Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений.
3. Приглашать на собрания специалистов:
• юристов
• врачей
• психологов
• работников правоохранительных органов
• членов администрации школы
• представителей общественных организаций
IX. Документация родительских собраний
1. Все родительские собрания протоколируются.
2. Протоколы родительских собраний классных родительских собраний подписываются классным руководителем.
3. Протоколы хранятся в методическом кабинете воспитательной работы школы и относятся к школьной документации.
4. Срок хранения протоколов составляет 2 года.
X. Заключительные положения
1. Родительский всеобуч, проводимый на родительском собрании, может меняться в связи с изменением:
• социума
• направления работы школы
• уровня образования родителей
2. Изменения и дополнения к Положению о родительском всеобуче могут разрабатываться совместно с:
• Администрацией
• Психологами
• Председателем методического объединения классных руководителей
• Представителями науки
|