12:58 САМООБСЛЕДОВАНИЕ. Часть I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ МО «ЗАКАМЕНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. ЗАКАМЕНСК»
САМООБСЛЕДОВАНИЕ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Закаменск»
г.Закаменск 2014 год
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД 1.1 Общая характеристика образовательной организации МБОУ «СОШ №4 г.Закаменск» расположено в 3,5 км от центра города Закаменск - в микрорайоне Новостройка. Школа №4 открылась в новом двухэтажном кирпичном здании в 1988 году как неполная средняя школа для учащихся, родители которых работали на промышленных предприятиях г.Закаменск (швейной фабрике, лесхозе, ПМК «Бурводстрой», Автотранспортном предприятии, хлебзаводе, пивзаводе, маслозаводе и др.). В первый год были сформированы 1-7 классы из детей, проживавших в данном микрорайоне и учившихся в школах г. Закаменск и пос. Холтосон. Статус средней школы был получен в 1994 году. У школы автономное отопление, котельная отапливается углем. В настоящее время на территории микрорайона располагаются МБДОУ «Детский сад №15 «Туяна», Закаменский филиал ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» и 4 магазина. В школе учатся, в основном, дети, родители которых имеют общее среднее образование. Так как здание построено по проекту малокомплектной сельской школы, вместимость учебных кабинетов по СанПиН и, соответственно, наполняемость классов-комплектов – не более 14 учащихся.
В 2007 году школа становится ассоциированным членом федеральной экспериментальной площадки по внедрению и апробации природосообразной технологии обучения чтению и письму С 2007 по 2010 годы школа является республиканской экспериментальной площадкой по сохранению и укреплению здоровья школьников В 2014 году МБОУ «СОШ №4 г.Закаменск» присвоен статус республиканской базовой площадки по реализации регионального проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»
1.2.Организационно-правовое обеспечение Учредителем МБОУ «СОШ №4 г.Закаменск» является МО «Закаменский район», полномочия управления делегированы МКУ «Закаменское районное управление образования». Юридический адрес школы: 671950, Республика Бурятия, Закаменский район, г.Закаменск, ул. Модонкульская, 27. Деятельность школы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования (Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»), приказами и распоряжениями органов управления образованием, Уставом школы. Школа работает на основании следующих нормативных документов:
1.3. Структура управления деятельностью образовательной организации В соответствии с Уставом и Типовым положением об образовательном учреждении администрация школы осуществляет управление образовательным процессом, подбирает кадры и ведёт финансово-хозяйственную деятельность. Образовательная политика школы направлена на обеспечение доступности и обязательности образования. Общее управление школой состоит в планировании, контроле, учете и анализе результатов деятельности. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Форма управления вертикальная с привлечением коллегиальных органов управления. Высшим органом самоуправления школы является Управляющий Совет.
На заседаниях Управляющего Совета принимаются решения по самым важным и актуальным вопросам организации и совершенствования учебного процесса, финансово-хозяйственной деятельности школы. Численный состав Управляющего совета – 7 человек, включая представителей родительской общественности, педагогического коллектива, профсоюзного комитета школы и школьного самоуправления. Педагогический совет является постоянно действующим органом управления школы для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. На педагогическом совете принимаются решения по самым важным и актуальным вопросам организации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Учреждения. Основная задача Родительского комитета - содействие администрации Учреждения:
Непосредственное управление деятельностью школы осуществляет директор, назначаемый Учредителем. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности учреждения, не входящие в компетенцию иных органов самоуправления учреждением и Учредителя. Для целей реализации своих полномочий директор непосредственно работает с заместителями по учебной и воспитательной работе. Управленческая деятельность администрации школы направлена на достижение эффективности и качества образовательного процесса, на реализацию целей образования. Для эффективной работы администрации проводится накопление, обобщение и анализ материалов с использованием информационных технологий по различным направлениям деятельности образовательного учреждения.
Структура управления
Коллектив школы разрабатывает и апробирует различные формы взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления, бизнесом. Педагоги не просто предоставляют образовательные услуги, но и целенаправленно вовлекают участников образовательного процесса в социальные действия в интересах всего местного сообщества, сделав реальные проблемы окружающего социального мира обучающим материалом для развития у учащихся навыков самостоятельного разрешения таких проблем. В этом и заключается, по мнению коллектива, развивающее и преобразующее воздействие школы на внешнюю социальную среду для достижения образовательных целей и задач. Конструктивное социальное партнерство с Территориальным общественным самоуправлением «Таёжный источник» позволило выявить основные образовательные запросы местного сообщества, переосмыслить роль и статус школы в микрорайоне, по-новому взглянуть на образовательную программу, внести некоторые изменения в цели, содержание, способы, средства обучения и воспитания учащихся, консолидировать ресурсы для достижения новых образовательных результатов. Образовательная программа школы стала неким договором с обществом о качестве образования. Сегодня востребован выпускник, готовый и способный нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благосостояние общества. Поэтому задачей школы является передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые станут предпосылками для его успешной самореализации, воспитать социально-адаптированную и социально–ориентированную личность, обладающую высокими нравственными качествами. Председатедь Совета ТОС Будаева В.Ц. и предыдущий директор школы, активный член ТОС Цыбиков А.С. вошли на основе кооптации в коллегиальный орган управления школой. Участие Управляющего совета в разработке и согласовании образовательной программы школы стало важнейшим механизмом формирования и реализации общественного заказа на образование через создание единого поля для гражданского образования и воспитания жителей микрорайона, школьников, педагогов, родителей. В школе применяются технологии социального проектирования, развития ученического самоуправления, создаётся основа для достижения компетентностных и личностных результатов, формирования позитивного социального опыта в соответствии с требованиями ФГОС. На основании договора между школой и ТОС жители проводят интересные и полезные мастер-классы для детей: по домашней экономике и ведению хозяйства, кулинарии, вязанию, шитью, выращиванию цветов и овощей, приготовлению национальных блюд, изготовлению из бросового материала красивых изделий для украшения двора, читают лекции по экономике, статистике, делопроизводству, инициируют экскурсии в организации и предприятия, где сами трудятся. Объединив усилия, средства и энтузиазм, школа и ТОС с помощью главы администрации городского поселения «г.Закаменск» Полякова Е.Н. стали активными участниками проекта «Городская лыжная база», проложив лыжню по соседству со своей территорией. В рамках реализации программ выходного дня и активного семейного отдыха в течение двух лет услугами лыжной базы воспользовались не только учащиеся, родители, педагоги школы, но и 2117 детей и взрослых из других микрорайонов города и близлежащих населённых пунктов района. В этом году грант, полученный по итогам муниципального конкурса «Лучшее территориально-общественное самоуправление», ТОС решил направить на строительство хоккейной коробки. Работа по её сооружению и освещению будет выполнена силами жителей ТОС, работников школы и старшеклассников. Школа, в свою очередь, приобрела на свои средства спортивные тренажёры, на которых в свободное время могут заниматься не только учащиеся, но и жители микрорайона. Так как ТОС является одним из элементов гражданского общества, школа видит в совместной работе с ним огромный ресурс в воспитании у детей и их родителей, у педагогов и жителей на примере активных членов ТОС гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и населения, самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, приобщения к демократическим ценностям и идеям, формирования правовых, экономических, управленческих компетенций. Ведь люди, способные решать локальные проблемы своих территорий на уровне самоуправления, становятся ответственными не только за свою судьбу и успешность своей семьи, но и за жизнь общества. Осознавая, что существенную помощь в организации активного сотрудничества власти и народа, преодолении устаревших стереотипов, пассивности и иждивенческих настроений населения могут оказать депутаты от избирательных округов, школа выдвинула и активно поддержала кандидатом в депутаты ГП «г. Закаменск» председателя Совета ТОС «Таёжный источник» Будаеву В.Ц. В рамках реализации совместных проектов взрослые и дети учатся работать в команде с жителями, с общественными организациями, депутатами, представителями власти и бизнеса. Следующей задачей является разработка процедур общественного контроля реализации образовательной программы школы, инструментария и способов фиксации и оценки образовательных результатов, определеление методов диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций у школьников, организация мониторинговых исследований удовлетворенности участников образовательного процесса и окружающего социума деятельностью школы и органа государственно-общественного управления
1.4. Право владения, материально- техническая база
Здание школы, общей площадью 897,2 кв.м., рассчитанное на 154 посадочных места, находится в оперативном управлении по договору с Комитетом имущественных отношений Закаменского района. Площадь земельного участка – 18498 кв.м. Площадь спортивной площадки 920 кв.м. Помещения соответствуют всем санитарно-гигиеническим, строительным нормам, обеспечивают охрану здоровья и безопасность учащихся и работников. Имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия № 03 БЦ 03.112.М.001657.09/08 от 03.09.2008 на образовательную деятельность и соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам сроком 5 лет, заключение о соблюдении требований пожарной безопасности Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республике Бурятия. Норматив по площади на одного ученика выдерживается. Обучение осуществляется в одну смену. Помещений, находящихся в состоянии износа или требующих капитального ремонта, нет. В здании школы имеется 12 кабинетов, 1 мастерская; 1 спортивный зал площадью 149,6 кв.м., 1 компьютерный класс, библиотека, буфет, медицинский кабинет, лаборантские (биологии, химии, физики), кабинет административно-управленческого персонала. Материально-техническая база, состояние учебных кабинетов, помещений в целом соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и техники безопасности.Учебные кабинеты представляют собой развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода, отвечающую принципам безопасности и личного комфорта обучающихся, вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов, динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов обучающихся. В помещениях классов имеются открытые полки и шкафы, где хранятся разнообразные учебные средства и материалы для свободного использования детьми во время занятий. Все средства и материалы сгруппированы на полках в определенном порядке, места их расположения имеют соответствующие словесные и символические обозначения. Эти средства и материалы регулярно обновляются учителями в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей. В пространстве кабинетов начальных классов организованы 3 зоны: учебная зона, зона отдыха, зона внеурочной деятельности. Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы, что позволяет проводить на уроке фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с детьми. В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др., кабинеты оснащены компьютером, мультимедийным оборудованием. В оформлении учебного кабинета представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребёнка (детские работы, фотографии, достижения учащихся и т.д.); в открытом доступе для родителей представлены портфолио обучающихся. Таблица 1. Оснащение кабинетов
Развитие материально – технической базы осуществляется в целях создания современной образовательной среды в соответствии с ФГОС нового поколения. Для организации образовательного процесса имеется необходимое информационно-техническое обеспечение:
Расширение информационных возможностей образовательного учреждения и внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяют на качественном уровне проводить уроки, осуществлять внеурочную деятельность, что способствует активизации деятельности обучающихся, повышению мотивации и качества образования. В части оснащения образовательного учреждения обеспечивается использование средств ИКТ для сбора, хранения, обработки информации. Фонд школьной библиотеки в 2013 – 2014 учебном году пополнен на 516 экземпляров учебников, на сумму 198 тыс. 296 руб. Это позволило обновить фонд учебной литературы на 80% увеличить процент обеспеченности школьников учебниками из фонда библиотеки, процент обеспеченности учебниками составил 80,4%. В рамках деятельности по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов проведены работы по энергосбережению на общую сумму 2300 рублей, среди них: замена ламп в учебных кабинетах, установка новых светильников и др. Хотя обеспечить значительное снижение потребления энергоресурсов не удалось - по причине того, что требуется капитальный ремонт здания, в т.ч. замена окон на стеклопакеты. 1.5. Контингент учащихся за 5 лет. Наблюдается рост численности обучающихся:
2.Содержание образовательной деятельности: 2.1. Создание условий для реализации ФГОС в 2013-2014 уч. году
1. Внесены и утверждены изменения в Образовательную программу НОО 2. Приказом по МБОУ «СОШ №4 г.Закаменск» №64/2 от 30.08.2013г. утверждена образовательная программа ООО 3. Разработаны и утверждены локальные акты: - «Положение о внеурочной деятельности» - «Положение об учебном кабинете» - «Положение о безотметочном обучении в начальной школе» - «Положение о портфолио обучающихся» 4. Изданы приказы по школе: «О создании рабочей группы» (приказ № 68/2 ОД от 15.09.2013 г.), «О внутришкольном контроле реализации ФГОС на ступени НОО» (приказ №68/3 ОД от 15.09.2013г.), «Об утверждении Плана-графика реализации ФГОС в 2013-2014 уч.г.» (приказ №68/4 ОД от 15.09.2013г.), «О внесении изменений в систему оплаты труда учителей» (приказ №21/1 ОД от 12.03.2014г.) 5. Проведены заседания педсовета по теме «Системно-деятельностный подход к организации урока в свете требований ФГОС» (12.03.2014г.) и по обсуждению Образовательной программы ООО и учебного плана на 2013-2014уч.г. (30.08.2013г.) 6. Проведено совещание по теме «Координация учебно-воспитательного процесса в деятельности НОО и ООО в свете требований ФГОС» - март 2014г. 2.1.2.Финансово-экономические условия введения ФГОС НОО 1. Утверждены показатели оценки эффективности деятельности учителей МБОУ «СОШ №4 г.Закаменск» в рамках реализации ФГОС (приказ №21/1 от 12.03.2014г.) 2. Осуществляется мониторинг базы УМК на соответствие необходимым требованиям 3. Получено новое оборудование для кабинетов ОБЖ и мастерских. 2.1.3. Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО. 1. Разработаны и утверждены рабочие программы по предметам согласно ФГОС НОО (приказ № 64/2 от 30.08.2013г.) 2. Определена модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное. Занятия проводятся учителями начальной школы с привлечением педагогов дополнительного образования, родителей, общественности через различные формы взаимодействия с общественностью, органами местного самоуправления, другими организациями (с МБОУ ДОД ЦДО, ТОС «Таёжный источник», пограничной заставой, пожарной охраной, Закаменским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», администрацией и Советом депутатов г.Закаменск). Разработана и реализуется программа социальной практики для учащихся через ученическое самоуправление. 3. С целью оценки достижений учащихся проведены комплексные контрольные работы в начальной школе (апрель 2014г.) 6. Ученицей 11 класса Цыбиковой С. реализован проект «Резюме выпускника школы №4». 7. На основании решения Учёного Совета АОУ ДПО РБ БРИОП №7 от 28.04.2014г., приказа №132 АОУ ДПО РБ БРИОП от 06.05.2014г. школе присвоен статус базовой площадки по реализации регионального проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», призванного способствовать формированию у детей, как у основных проектировщиков, исследователей, экскурсоводов, предметных, метапредметных, личностных результатов, информационной, коммуникационной компетентности. 2.1.4. Кадровые и научно-методические условия введения ФГОС 1.18 учителей (78%) прошли курсы повышения квалификации по организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС, в том числе в 2014 году – 9 учителей. 2. 14 учителей и два родителя посетили обучающие семинары по реализации ФГОС на муниципальном уровне 3. Утверждён список учителей для прохождения курсов повышения квалификации по методике реализации ФГОС 2.1.5. Информационные условия введения ФГОС 1. Информация о ходе работы по ФГОС НОО, реализации ООП НОО, локальные акты размещены на сайте школы 2. Проведены два родительских собрания об освоении новых образовательных стандартов (в течение года) 3. Состоялась презентация проектов выпускников школы в рамках ФГОС (на празднике «Последнего звонка» перед родителями и учащимися школы) 4. Состоялась презентация завершённого проекта «Резюме выпускника школы №4 г.Закаменск» (в день выпускного вечера перед учителями, родителями и выпускниками школы) 5. Информация об опыте работы школы по государственно-общественному управлению опубликована в журнале «Инноватор» (2014г.) 6. Опыт работы с разными ведомствами и программы совместной деятельности со школой организаций, сотрудничающих с ней, были презентованы их руководителями и представителями перед жителями микрорайона Новостройка и педагогической общественностью района на переговорной площадке в рамках Августовского совещания работников образования (2014г.) 7. Готовятся материалы к обсуждению на заседаниях педсовета и родительских собраниях «Портфолио как средство оценки достижений учащихся» (сентябрь), «Ситуация успеха в учебной деятельности ученика начальной школы» (декабрь), «Проектная деятельность в начальной школе» (декабрь) 2.1.6. Проблемы: - 22% учителей не прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Работа в данном направлении будет продолжена в 2014-2015 уч. году; - проведённая администрацией школы в рамках внутришкольного контроля диагностика показала недостаточный уровень сформированности у учащихся начальной школы коммуникативных УУД; - стереотипность мышления некоторой части педагогов, нежелание отказаться от репродуктивных методов обучения, «мероприятийного» уровня воспитательной работы. Работа по улучшению ситуации в данном направлении будет проводиться через систему методической работы школы. 2.2. Образовательная программа. Одной из главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение качества образования. В интересах социального развития необходима, с одной стороны, естественная включенность учителей и обучающихся в различные сферы жизни (производственную, социальную, культурную), а с другой стороны – включенность жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно-общественные формы управления. Стратегической целью образовательной деятельности школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, адаптированной к современной социально-экономической реальности при имеющихся общественных отношениях в социуме. Деятельность школы предполагает инновационные направления педагогической работы: - создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием ребенка; - дифференциация и индивидуализация, рассчитанные на разноуровневый подход к обучению школьников.
Основными направлениями школы являются: -использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, информатизация образовательного пространства; - создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием ребёнка в условиях социума; - сохранение и укрепление здоровья детей. В соответствии с лицензией школа реализует следующие образовательные программы: предшкольной подготовки начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; Принципами, лежащими в основе деятельности системы управления школой, являются: - принцип доступности качественного образования, предполагающий внедрение передовых инновационных технологий, личностно-ориентированный подход, а также предоставление равных стартовых возможностей учащимися 1 класса; - принцип безопасности, подразумевающий обеспечение охраны жизни и здоровья участников учебного процесса, пожарной безопасности, установление «тревожной» кнопки, систематическое проведение инструктажей по технике безопасности; - принцип здоровьесбережения учащихся, предполагающий использование здоровьесберегающих технологий, организацию горячего питания и принятия мер по обеспечению здорового образа жизни; - принцип возможности получения дополнительного образования, развития и реализации интеллектуальных, творческих и спортивных возможностей детей, заключающийся в создании условий для этого; - принцип демократичности, предполагающий организацию школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, который реализуется в системе обучения и воспитания через: - разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели по определенным направлениям деятельности в школе; - создание отношений в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей; - разработку и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод; - развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; - развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах; - принцип эффективности социального воздействия, предполагающий формирование в процессе совместной деятельности навыков социализации личности в современном обществе; - принцип природосообразности, который формирует научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов, обучает и воспитывает учащихся сообразно их полу, возрасту, обеспечивает возможности самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |