Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Сентябрь » 9 » ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ШКОЛА - НАШ ДОМ» Часть II
15:31
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ШКОЛА - НАШ ДОМ» Часть II

                                                   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХА

«ШКОЛА - НАШ ДОМ» МОУ СОШ №4 г.Закаменск

2.1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

1

Наименование Программы

Программа развития школы здоровья и успеха «Школа – наш дом»  

муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Закаменск»

2.

Назначение Программы

      Программа развития школы предназначена для консолидации усилий всех участников образовательного процесса, отражает их общие ценности и взгляды, связана с культурой школы, с её образовательной и оздоровительной деятельностью.

     Программа позволяет:

  • оценить эффективность работы школы, ее проблемы и основные тенденции;
  • определить цель, задачи, основные направления обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • выявить особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной деятельности;
  • спрогнозировать конечные ожидаемые результаты исполнения Программы.

3.

Разработчики Программы

Программа разработана  педагогическим коллективом, обсуждена на педагогическом совете, родительском собрании, совещании руководителей образовательных учреждений района, согласована с представителем учредителя –Закаменским РУО 

4.

Исполнители Программы

Управляющий Совет, администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность с привлечением социальных партнёров школы.

5.

Этапы реализации  Программы

     Программа рассчитана на долгосрочную перспективу:  предполагаемый

срок реализации 2010-2015 гг.

 

Подготовительный этап (проектно-мобилизационный) – 2010г.

                         

Цель: анализ образовательной и здоровьесберегающей деятельности, реализации образовательных инициатив и оформление их в локальные проекты.

 

 Ожидаемые результаты: разработка Программы развития школы здоровья и успеха.

 

Задачи

Ожидаемые результаты

1. Разработать целевую комплексную программу развития школы здоровья и успеха «Школа – наш дом» 

Программа нового состояния школы

2.Установить договорные отношения между школой и её предполагаемыми социальными партнёрами 

Формирование единого образовательного пространства школы

3.Сформировать творческие группы педагогов для разработки и апробации форм и способов  индивидуально ориентированного педагогического взаимодействия 

Готовность разработчиков к действию

4. Определить критерии, показатели и способы изучения эффективности  новой образовательной системы, содержанием которой бы были понятия «здоровье» и «успех».

Банк методик изучения эффективности образовательной системы. 

 

5. Провести необходимую психологическую подготовку учащихся, родителей, коллектива педагогов к переводу школы на новый этап. 

Готовность субъектов к переходу школы на новый этап

Практический этап (поисково-преобразовательный)  - 2011-2014 гг.   

Цель: адаптировать ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям деятельности школы здоровья и успеха

Ожидаемые результаты: консолидация всех субъектов образовательного процесса для преобразования педагогической системы. 

Задачи

 

Ожидаемые результаты

Продолжить ознакомление учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией, спецификой работы школы  здоровья и успеха.

Повышение компетентности субъектов

Подготовиться к введению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Принятие локальных актов.

Повышение квалификации учителей.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования.

Создание условий для введения ФГОС НОО.

Подготовиться к поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Принятие локальных актов.

Повышение квалификации учителей.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования.

Создание условий для введения ФГОС ООО.

Обновить нормативно-правовую базу функционирования образовательного учреждения  в условиях реализации разработанной программы развития.

Распределение ролей и функциональных обязанностей.

Оформление локальных актов.

Исследовать возможности применения новых образовательных технологий. 

Принятие решений о применении новых технологий

Разработать и апробировать годовой цикл дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений, показателей успешности.

Годовая циклограмма работы школы

Апробировать здоровьесберегающие технологии обучения.

 

Система здоровьесберегающих технологий, включение всех субъектов образовательного процесса в жизнедеятельность школы.

Банк данных о здоровье учащихся и педагогов.

По мере подготовленности вводить новые виды развивающей деятельности на начальной, средней и старшей ступенях образования.

Осуществление преемственности в развитии самооценки школьников.

 

Освоить и использовать в образовательной практике формы, приёмы и методы деятельности, способствующие формированию и развитию успешности ученика и учителя

Консолидация педагогов для преобразования педагогической системы.

Разработать инструментарий для диагностики самоопределения обучающихся в ходе образовательного процесса.

Карты, анкеты, модели. Обработка данных

Разработать и начать  осуществление предпрофильной подготовки (введение элективных курсов) с целью удовлетворения познавательных интересов  обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Выявление образовательных запросов учащихся. Моделирование видов образовательной деятельности.

Использование в работе школы имеющихся достижений педагогики.

Повышение привлекательности школы для родителей.

 

Заключительный  этап (рефлексивно-обобщающий) - 2015 год

Цель: осуществление коллективной рефлексии участников образовательного процесса, реализовавших Программу развития школы и использовавших в работе новые образовательные технологии

 Ожидаемые результаты: корректировка Программы, переход на  новый уровень функционирования.

Задачи

Ожидаемые результаты

1. Соотнести результаты реализации программы с поставленными целями и задачами.

Внесение поправок в Программу развития

2. Провести внутреннюю экспертизу результатов инновационной деятельности.

Принятие решения о внедрении инновационных технологий.

3. Обработать и интерпретировать данные по реализации программы за 5 лет.

Данные анализа и оценки

 

4. Провести  на независимую внешнюю экспертизу Программы. Оценка программы экспертами.

Экспертное заключение. Внесение поправок в Программу развития на основе экспертных заключений

5. Оценить результаты опытно-экспериментальной  и исследовательской работы

Учет результатов внесения поправок

6. Определить перспективы  и пути дальнейшего развития школы.

Решение о переходе на режим функционирования в достигнутом состоянии деятельности школы.

Программа не является догмой, она открыта для внесения коррективов по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса

 

6.

Правовое обоснование для разработки Программы

Конвенция о правах ребёнка

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Приказ МОиН РБ о присвоении МОУ СОШ  №4 г.Закаменск статуса республиканской экспериментальной площадки по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Устав МОУ «СОШ  №4 г.Закаменск»

7.

Концепция

Основными понятиями концепции школы являются категории «здоровье» и «успех», которые отражаются в результате развития школы по следующим направлениям:

здоровая, успешная личность ученика;

здоровая, профессионально-успешная личность учителя;

успешная школа как школа здоровья и успеха

8.

Цель школы

Создание благоприятного образовательного пространства, способствующего  индивидуальному духовно-нравственному, интеллектуальному, физическому и личностному развитию учащихся.

9.

Основные

задачи

 

  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, их успешной учебы и социализации.
  • Повысить качество обучения и воспитания обучающихся и воспитанников на принципах  индивидуализации и дифференциации.
  • Продолжить формировать положительное отношение к школе, поднять ее авторитет.
  • Создать механизм проектирования школой своей дальнейшей жизнедеятельности
  • Укрепить кадровый потенциал школы.
  • Построить единое информационное пространство школы.
  • Расширить участие общественности в общественно – государственном управлении школой.
  • Построить систему взаимодействия школы с  родителями, властью, производством, институтами гражданского общества, учебными заведениями.
  • Совершенствовать работу по направлениям Школы здоровья и успеха.
  • Начать работу по переходу школы на более содержательный и качественный уровень  Школы здоровья и успеха.

10.

План мероприятий по реализации программы

Деятельность школы представляет собой совокупность проектов, выстроенных для достижения цели и задач

Проект: «Обновление содержания образования и технологий работы».

Цель: Использование современных инновационных технологий образования для успешного обучения, сохранения здоровья обучающихся и повышения эффективности труда педагогического коллектива

Задачи:

  • Создание условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
  • Создание вариативных образовательных программ, ориентированных на различные категории учащихся, в том числе одарённых детей.
  • Переподготовка, повышение квалификации, стажировки учителей.
  • Введение деятельностного содержания образования: исследовательской, проектной, конструкторской и менеджерской практической деятельности и обучения.
  • Переорганизация учебных предметов на основе интеграции без потери качества освоения предметных дисциплин с целью снятия перегрузки аудиторной нагрузки.
  • Обеспечение преемственности в обучении и воспитании.
  • Создание ситуации успеха на каждом уроке.
  • Следование принципу «Каждый урок – здоровьесберегающий»

 Проект: «Технология успеха ученика»

Цель: Развитие личностных способностей учащихся и приобретение компетенций для эффективного продвижения к собственному успеху.

Задачи:

  • Приобретение навыков самообразования.
  • Умение применять полученные знания на практике.
  • Умение ставить цель и выстраивать этапы ее достижения.
  • Овладение технологическими, информационными, исследовательскими, проектными, игровыми, социальными, коммуникативными и другими компетенциями.
  • Построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся, разработка и утверждение индивидуальных учебных планов.

Проект: «Информационная культура учителя»

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогического коллектива посредством внедрения в практику новых информационных технологий.

Задачи:

  • Улучшение качества обучения на основе использования ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.
  • Развитие информационной образовательной среды школы.
  • Построение единого информационного пространства школы.
  • Формирование у учащихся информационных, коммуникативных компетенций, связанных с самостоятельным поиском, анализом и оценкой информации.
  • Внедрение в управленческую деятельность современных ИКТ.
  • Повышение информационной культуры педагогических кадров.

 

Проект: «Безопасность и здоровье»

Цель: Создание педагогических условий сохранения и укрепления умственного, нравственного, психического, физического здоровья учащихся и педагогов

Задачи:

  • Повышение двигательной активности учащихся
  • Формирование ценности здоровья и ведения здорового образа жизни
  • Внедрение в учебно–воспитательный процесс здоровьесберегающих методик и технологий
  • Организация мониторинга здоровья и физического развития участников образовательного процесса
  • Создание безопасных и комфортных условий пребывания учащихся в школе
  • Создание службы психолого–социального и медицинского сопровождения учащихся в образовательном процессе (по мере возможности при наличии квалифицированных специалистов)

 

 

Проект: «Педагогика успеха».

Цель: Создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося

Задачи:

  • Воспитание гражданина, патриота своей  страны, города, района.
  • Внедрение в практику гражданско-патриотического воспитания
  • Создание условий для воспитания лидерских качеств и творческих способностей.
  • Повышение мотивации достижения успеха.
  • Повышение уровня социальной адаптивности и культуры взаимодействия, сотрудничества.
  • Развитие системы дополнительного образования с включением инновационных технологий.
  • Включение в систему дополнительного образования кружков, секций с валеологической направленностью, медико-санитарного просвещения.
  • Воспитание нравственных качеств, культуры поведения.

 

11.

Ожидаемые результаты

Реализация Программы развития позволит улучшить показатели по следующим параметрам:

  • повышение статуса школы в социуме;
  • достижение заданного качества образования;
  • обновление содержания и  технологий обучения с учетом современных требований к ним
  • развитие воспитательного потенциала образовательного уч­реждения в профессиональном са­моопределении и творческой самоактуализации  личности;
  • повышение уровня удовлетворённости образовательным процессом обучающимися и их родителями;
  • максимального учета интересов и желаний учащихся и их ро­дителей в  выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
  • повышение заинтересованности учителей в укреплении здоровья  учащихся;
  • совершенствование системы физического воспитания на основе реализации  индивидуального подхода;
  • создание условий для творческой самореализации учителя
  • развитие у учащихся потребности в самоопределении;
  • достижение уровня информационной культуры участников                образовательного процесса, соответствующего современным требованиям;
  • создание условий для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении;
  • положительная динамика в снижении заболеваемости  обучающихся;
  • выработка у учащихся и педагогов привычки быть здоровыми духовно и физически;
  • высокая работоспособность у учащихся и учителей в течение дня;
  • высокий уровень мотивации к получению образования;
  • удовлетворительные показатели эмоционального благополучия
  • обучающихся
  • успешная адаптация выпускников в социуме             

 

2. 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Программа развития составлена на основании документов, лежащих в основе деятельности Школы здоровья и успеха и нормирующих образовательный процесс:

  • «Конвенция о правах ребенка», ст. 8 – фиксирует право ребенка на сохранение своей индивидуальности;
  • «Конвенция о правах ребенка», ст. 3 – гарантирует наилучшее обеспечение интересов ребенка;
  • «Конвенция о правах ребенка», ст. 28 – «государства участники поощряют развитие различных форм среднего  образования», что позволяет создавать уникальную и неповторимую среду и систему образовательного учреждения;
  • «Конвенция о правах ребенка», ст. 6 – «… государства участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом – будущее любого общества»;
  •   Конституция РФ
  •   Закон РФ «Об образовании»
  •    Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  •     Приказ МОиН РБ об утверждении статуса республиканской экспериментальной площадки
  •     Устав МОУ СОШ № 4

Программа развития  определяет направления развития школы, стратегию и тактику достижения желаемых изменений.

Ценности программы развития: системность, обоснованность, научный прогноз, внутренняя согласованность документа, адекватно моделирующего образовательный процесс.

      Методологические основы: гуманитарно-аксиологический подход, культурологический подход, системный подход, психологические теории развития личности, концепции здоровьесбережения.

 

 

2.3. Концепция Школы здоровья и успеха «Школа – наш дом»

Концепция школы рассматривает в комплексе здоровье учащихся, их семей, педагогов, других участников образовательного процесса и включает нравственный, психический и физический аспекты. Эти три сферы неразрывно связаны.

Школа здоровья и успеха призвана формировать в школе здоровьесберегающее пространство  - такое, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия школы и всего образовательного процесса. В дальнейшем предполагается развитие здоровьесберегающего пространства в здоровьеукрепляющее, а затем – в здоровьеформирующее.

Школа предусматривает внедрение психолого-педагогической модели, основанной на приоритете психолого-педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, где учителю отведена основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В школе – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье. Школа формирует и развивает здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Школа  способствует обеспечению защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих им патогенных воздействий, направляет свою деятельность на формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и учителей культуры здоровья.

Принципы Школы:

-  принцип не нанесения вреда;

- принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, который свидетельствует о том, что все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей; проводится мониторинг физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся;

- принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

- принцип непрерывности и преемственности;

- принцип такого взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей среде;

- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, соответствия объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся;

- принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Для учащихся создается уровень учебной нагрузки, соответствующий тренирующему режиму.

- принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.

Школа решает следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

- снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

- организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;

- организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

- предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом

- охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

- формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

 

2.4. Методическая и экспериментальная работа

Три аспекта  здоровьеформирующей деятельности школы:

1) создание здоровьесберегающей образовательной среды и применение здоровьесберегающих технологий;

2)  Пропаганда здорового образа жизни, воспитание «культуры здоровья»;

3) Диагностические, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Инновационная деятельность осуществляется:

  • в организации учебно-воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности);
  • в проведении саногенного мониторинга;
  • в проведении оздоровительных и общеукрепляющих процедур;
  • в организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
  • в создании здоровьесохраняющей среды школы;
  • в оптимизации  школьного пространства.

Инновации в организации учебно-воспитательного процесса включают:

  •  Выделение в содержании образования учебного материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • Обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно-нравственного совершенствования человека;
  • Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (динамические паузы, мини-гимнастика,  специальные технологии ослабления напряжения зрения, чередование видов деятельности на уроках и т.д.);
  • Выполнение учащимися совместно с учителями исследовательских, творческих, информационных проектов по проблемам здоровьесбережения
  • Проведение классных часов («Разговор о правильном питании», «Твое здоровье», «Уроки релаксации»).
  • Проведение праздников «Папа, мама, я – здоровая семья»,  Дней Здоровья  и т.д.

 

Проведение саногенного мониторинга через:

  • Диспансерное обследование учащихся;
  • Составление единого паспорта здоровья школьника;
  • Формирование индивидуальных маршрутов здоровья;
  • Разработка индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы;
  • Проведение бесед с родителями по учету индивидуальных особенностей здоровья      учащихся.

Оздоровительные и общеукрепляющие процедуры  в школе – самомассаж, горячее питание, нормальный питьевой режим, гипокситерапия, фитотерапия, арттерапия.

 

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы предполагает занятия ЛФК, танцевальные переменки, занятия в спортивном зале, на спортивной площадке, подвижные игры на школьном дворе, спартакиады, спортивные секции, соревнования, турпоходы, кружок хореографии и т.д.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся:

  • Создание условий максимальной психологической комфортности на уроках;
  • Учет индивидуальных особенностей психической деятельности (особенностей внимания, памяти, мышления);
  • Организация занятий, развивающих основные «жизненные навыки» ребенка;
  • Проведение ролевых игр, формирующих опыт принятия решений в жизненных ситуациях.

                        

 Оптимизация  школьного пространства

  • Организация релаксационных комплексов в рекреациях (шашки, шахматы, теннисный стол, аквариум, мягкие маты, мягкий уголок, телевизор и т.д.);
  • Эстетизация интерьеров;
  • Озеленение рекреаций

Развитие школы как «школы здоровья» предполагает систематизацию и интеграцию здоровьеформирующих воздействий, совершенствование здоровьеформирующей деятельности в выделенных направлениях, выявление и учет  наиболее значимых факторов развития здоровья учащихся, развитие здоровьеформирующей среды

 

           2.5. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Именно в детстве формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, и забота о его сохранении – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и системы образования.

В своем обращении к Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе, к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход».

Доказано, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей  детского организма, двигательной активности, пребывании на воздухе. Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге, состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений.

Школа здоровья позиционируется как специфическое организованное пространство, где высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и преумножать ресурсы своего здоровья. Школа здоровья призвана осуществлять поиск и внедрение в свою деятельность инновационных технологий сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

  1. ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

                Школа развивается как Школа здоровья и успеха и реализует здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Инновационная деятельность в школе  осуществляется в организации учебно-воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности); в проведении саногенного мониторинга; в проведении оздоровительных и общеукрепляющих процедур; в организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; в психолого-педагогической поддержке учащихся; в создании здоровьесохраняющей среды школы; в оптимизации  школьного пространства.

В организации учебно-воспитательного процесса происходит выделение в содержании образования учебного материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно-нравственного совершенствования человека; использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (динамические паузы, мини-гимнастика,  офтальмологический тренажер, чередование видов деятельности на уроках и т.д.). Учащиеся выполняют исследовательские, творческие, информационные проекты по проблемам здоровьесбережения, проводятся тематические классные часы, оздоровительные и общеукрепляющие процедуры: самомассаж, фито-чай, обеспечение всех детей  горячим питанием.

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы включает занятия в спортивном зале, проведение спартакиад, спортивных соревнований, работу спортивных секций. В рекреациях организованы релаксационные комплексы.

 

              2.7. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определяя цели, задачи и приоритетные направления развития  школы, мы исходим из того, что Школа здоровья и успеха – образовательное учреждение, в котором интегрируются образовательная и оздоровительная деятельность.

Обучение и воспитание детей происходит с учетом их индивидуального физического здоровья.

Одновременно с образовательными задачами решаются задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, социальной адаптации, интеграции учащихся в современное общество.

Цель Школы здоровья и успеха – воспитание человека, здорового физически, интеллектуально и  духовно, исповедующего ценности здорового образа жизни, обладающего ключевыми компетенциями самосовершенствования средствами активной совместной деятельности учащихся и педагогов в здоровьесберегающей среде школы.

Основными задачами (которые определяют направления развития) являются:

  •  организация учебно-воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности) на основе здоровьесберегающих технологий, создание условий для укрепления здоровья школьников, формирования у них здорового образа жизни;
  • проведение саногенного мониторинга и разработка на основании его результатов индивидуальных маршрутов образовательной и общеукрепляющей деятельности учащихся;
  •  проведение оздоровительных и общеукрепляющих процедур;
  • организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки учащихся;
  •  оптимизация  школьного пространства как части здоровьесохраняющей образовательной среды.

Содержание деятельности по направлениям и планируемые результаты

 

Направления деятельности

Содержание деятельности

Планируемые результаты

Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

 

  • выделение в содержании образования учебного материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно-нравственного совершенствования человека;
  • разработка интегрированных уроков, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни.
  • разработка практико-ориентированных заданий, формирующих компетентность в самосовершенствовании.
  • использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе  (офтальмологического тренажера,  динамических пауз, мини-гимнастики).
  • подбор упражнений, снижающих физическую и психическую усталость учеников на уроках.
  • выполнение исследовательских, творческих, информационных проектов по проблемам здоровьесбережения.
  • разработка и проведение серии классных часов («О правильном питании», «Твое здоровье», «Уроки релаксации»).
  • разработка и проведение праздников «Папа, мама, я – здоровая семья»,  Дней Здоровья  и т.д. в системе целостной оздоровительной работы.
  • разработка показателей и критериев здоровьесберегающего урока.

Разработанные методические рекомендации по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

Комплект разработок интегрированных уроков

Проведение саногенного мониторинга

 

Разработка системы мониторингов здоровья как составляющей педагогического инструментария.           

  • диспансерное обследование учащихся

составление единого паспорта здоровья школьника

  • формирование индивидуальных маршрутов здоровья для «групп риска».
  • разработка индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы.
  • проведение бесед с родителями по учету индивидуальных особенностей здоровья учащихся

Отработка системы мониторинга здоровья, включающего диспансерное обследование учащихся, составление единого паспорта здоровья, выявление динамики состояния здоровья школьников.

 

Разработка методики составления индивидуальных маршрутов здоровья для учащихся «группы риска»

Проведение оздоровительных и общеукрепляющих процедур

 

  • организация работы массажного кабинета (выявление детей, которым необходим массаж, выработка оптимального режима процедур массажа, определение динамики воздействия массажных процедур);
  • организация горячего питания.
  • нормализация питьевого режима.
  • введение элементов арттерапии, фитотерапии, ароматерапии в образовательную среду школы

Положительная динамика состояния здоровья школьников.

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы

 

  • организация занятий ЛФК (формирование групп, подбор вариативных  упражнений, мониторинг самочувствия детей).
  • организация танцевальных переменок, проведение подвижных игр.
  • организация занятий в тренажерном зале (отработка методики занятий для детей различных возрастов и состояния здоровья).
  • проведение спартакиад, соревнований, активизация деятельности спортивных секций.

 

Развитие двигательных навыков детей, формирование мотивации детей к занятиям физической культурой

Психолого-педагогическая поддержка учащихся

 

  • создание условий максимальной психологической комфортности на уроках.
  • учет индивидуальных особенностей психической деятельности (особенностей внимания, памяти, мышления).
  • организация занятий, развивающих основные «жизненные навыки» ребенка.
  • проведение ролевых игр, формирующих опыт принятия решений в жизненных ситуациях.
  • формирование ключевых компетенций учеников (познавательной, коммуникативной, социально-трудовой,  самосовершенствования).
  • организация психологических тренингов.
  • организация психологической консультации для детей и родителей

 

Оптимизация  школьного пространства

 

  • организация релаксационных комплексов в школе.
  • эстетизация интерьеров (использование оптимальных вариантов дизайна школьных помещений для здоровьесбережения)
  • создание зелёного уголка в рекреации

Повышение удовлетворенности учащихся образовательным процессом.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8.  ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

1 этап (2010-2011гг.)

 

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки

       
       

1

Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

Изучение педагогической литературы по вопросам здоровьесберегающих технологий

Обучение педагогического коллектива здоровьесберегающим технологиям

Разработка учебного плана и расписания уроков с учетом задач здоровьесбережения

Введение уроков здоровья

Проведение районного семинара «Здоровьеформирующая деятельность школы»

Выявление в содержании учебных предметов материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Организация проектной деятельности здоровьесберегающей направленности

Долгосрочные

- «Кадетство – особое детство»

- «С рюкзаком по родному краю»

- «Большое приключение» (3 этап проекта)

- «Наша Новостройка» (статьи, фото-видеоматериалы о лучших и успешных жителях микрорайона, интересных событиях, полезных делах)

- «Наши лучшие выпускники»  («Успешный организатор производства», «Спортивная гордость»  и др.)

 - Группа предшкольной подготовки для детей микрорайона

- Благоустройство школьного двора

- Устройство ледового катка для детей и жителей микрорайона

- Фитнес-клуб для жителей микрорайона

- Клуб любителей вязания

Краткосрочные

- «Домик для птицы»

- «Огород на подоконнике»

- «А у нас во дворе»

- Концерт детского творческого коллектива для жителей микрорайона

- Экологические мероприятия в микрорайоне Новостройка (Очистка русла р. Модонкуль, разъяснительная работа с жителями микрорайона  и др.)

- Курсы пользователей ПК для жителей микрорайона

- Выставки работ членов изостудии «Жар-птица» («Защитим лес от пожара» в магазине «Ласточка» и др.)

- Турниры дворовых команд (по футболу, волейболу)

- Велотур учащихся начальных классов по маршруту Новостройка-Холтосон

- Конкурсы среди учащихся «Лучший огород» и «Лучший двор»

Сентябрь-ноябрь 2010

 

 

Октябрь-декабрь 2010

 

Сентябрь 2010

 

 

Март 2011

Апрель 2011

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

2

Проведение саногенного мониторинга

- Отработка технологии диагностических процедур саногенного мониторинга.

- Разработка системы работы с родителями по данным паспорта здоровья школьника.

- Круглый стол «Роль здоровья школьника в формировании его индивидуальной образовательной траектории».

В течение года

 

Декабрь 2011

 

 

Сентябрь 2011

 

 

3

Проведение оздоровительных и общеукрепляющих процедур

- Начало оборудования медицинского кабинета

- Реорганизация школьного буфета в столовую

Март 2011

4

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы

Организация группы ЛФК по коррекции осанки

Проведение педагогического совета «Проблемы повышения двигательной активности учащихся в школе»

Строительство ледового катка

Сентябрь 2011

 

Март 2011

 

5

Психолого-педагогическая поддержка учащихся

Разработка требований к здоровьесберегающему уроку.

Организация  занятий по социальной адаптации детей начальной школы

Февраль 2011

 

В течение года

 

Оптимизация  школьного пространства

Озеленение рекреаций.

Продолжение создания зон психологической разгрузки в школе

В течение года

 

2 этап (2012 - 2014год)

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки, ответственные

 
 

1

Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

Изучение опыта работы «Школ здоровья»

Организация постоянно действующего семинара для педагогов по изучению  особенностей организации здоровьесберегающей деятельности в школе.

Продолжение работы по выявлению в содержании учебных предметов материала, направленного на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Обогащение содержания образования учебным материалом, раскрывающим пути физического, интеллектуального, духовно-нравственного совершенствования человека;

Разработка интегрированных уроков, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни.

Август 2012

 

2012г.

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

2

Проведение саногенного мониторинга

Разработка комплексной программы диагностики здоровья школьников.

Активизация работы с паспортом здоровья школьника:

Разработка способов учета рекомендаций в учебной деятельности;

Проведение тематических родительских собраний  об использовании данных паспорта здоровья школьника  в воспитательной деятельности.

Анализ динамики результатов саногенного мониторинга.

2013

 

Октябрь 2013

 

 

 

в течение учебного года

 

 

 

Февраль 2013

 

3

Проведение оздоровительных и общеукрепляющих процедур

Анализ результативности оздоровительных процедур: самомассажа, фитотерапии, гипокситерапии

Лицензирование медицинской деятельности

Разработка и реализация комплексной программы совместной деятельности с поликлиникой

Сентябрь 2014

 

 

 

Март 2014

 

4

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы

Увеличение количества спортивных секций, работающих во вторую половину дня.

Введение фитнес-перемен.

Расширение спектра спортивно-оздоровительных мероприятий (турслеты, походы, военно-спортивные игры)

В течение года

 

В течение года

Январь 2012

В течение года

 

 

5

Психолого-педагогическая поддержка учащихся

Организация дифференцированного подхода (учет способов восприятия информации учениками, ведущего полушария, типа темперамента).

Организация психологических тренингов по повышению толерантности учащихся к психическим нагрузкам.

2012

 

 

 

2012

 

 

Оптимизация  школьного пространства

Эстетизация школьного пространства (косметический ремонт кабинетов с соблюдением эргономических требований).

Выявление возможностей организации кабинетов психологической разгрузки учащихся.

В каникулярное время

 

 

 

2012

 

 

3 этап (2015 год)

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки, ответственные

1

Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Проведение семинара для директоров школ по проблемам выявления эффективности здоровьеформирующей деятельности.

Написание статей в педагогические журналы.

Участие во всероссийских  и международных научно-практических конференциях по здоровьесберегающему образованию.

Апрель 2015

 

 

 октябрь 2015

 

 

 

В течение года

 

В течение года

2

Проведение саногенного мониторинга

Анализ результативности деятельности, коррекция научно-исследовательской работы.

Декабрь 2015

 

 

3

Проведение оздоровительных и общеукрепляющих процедур

Приобретение оборудования для оздоровительных мероприятий:

стоматологической установки, аромафитомодуля, аппаратно-массажного комплекса, аппаратуры для гипокситерапии, для приготовления кислородных коктейлей.

Проведение оздоровительных мероприятий на приобретенном оборудовании (на основе договора о сотрудничестве с детской поликлиникой)

2015г

 

 

 

 

 

 

2015г.

 

 

4

Организация двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы

Коррекция двигательного режима школьников.

Реализация целевых комплексных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни «Нет-наркотикам», «Подросток-подростку» и т.д.

Участие в экологических экспедициях, общественных организациях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Сентябрь 2015

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

5

Психолого-педагогическая поддержка учащихся

Введение индивидуальных учебных планов в старших классах.

Организация психологических тренингов общения, профессионального самоопределения и т.д.

Профессиональная диагностика учащихся и консультирование по выбору индивидуальной образовательной траектории.

Сентябрь 2015

 

Октябрь 2015

 

 

Май 2015

 

Оптимизация  школьного пространства

Создание зон свободной двигательной активности в школе.

Организация в кабинетах зон различной функциональности.

Выполнение практико-ориентированных проектов по эстетическому оформлению пространства школы.

Декабрь 2015

 

Март 2015

 

Май 2015

 

 

Просмотров: 437 | Добавил: директор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: